Знак и Символ.

Знак и Символ.

    Символика пронизывает жизнь верующего человека насквозь, проникает в самые потаённые уголки. Его духовный мир наполнен образами, аллегориями, иносказаниями. И конечно же особое место занимают здесь Священное Писание, Богослужение с его многочисленными обрядами и Таинствами, различные предания и легенды из истории Церкви.
Мы просто живем в этом потоке информации из мира веры, тесным образом с ним связаны наши мысли.  Наверное, поэтому так пристально вглядываемся в окружающие нас предметы, во все, что происходит вокруг нас.
 

  В целом, всё правильно, всё​ хорошо,  но, как и везде, собственно, бывают и крайности, и  недоразумения.
Для примера обратимся к церковной  свече. Иные думают, что если горит кем-то поставленная свеча, и при этом образуется сильная копоть, —  значит,  хозяин ее непременно великий грешник. А вот  если свеча течет — как говорится, «плачет», — это уже свидетельствует о сильной скорби или болезни.
Трогательные, наивные убеждения, порожденнные, безусловно, талантливыми бабушками-старушками, и в основе — их собственные  ”глубоко духовные знания” (пишу не без иронии).

     В реальности все  имеет самое прозаичное объяснение (разумеется, для тех, кто в свое время учился в школе и знаком с понятием «технология производства»).
Как и в любом другом процессе, так и в производстве церковной свечи время от времени случается брак; это может быть и нарушение технологии  массового производства свечей, и отдельный, единичный случай.
    Скажем, свеча имеет фитилек более тонкий, чем обусловлено техпроцессом, — тогда она будет течь; если фитиль толще, чем нужно, — будет  коптить. Или если открыть окна в храме и создать сквозняк — свечи «заплачут». Всё. Никакой мистической зависимости.
    И ещё. До сих пор встречаются желающие предугадать судьбу новокрещенного ребенка. Остриженные священником волосы они закатывают в воск и бросают в купель: если шарик всплывёт — всё хорошо, а если  утонет …

    Уверен, продолжение многим известно.
Все эти очевидные глупости к подлинной православной вере никакого отношения не имеют. Подмена смысла — да! Когда  церковную атрибутику превращают в инструменты для гадания. Вместо проникновения в смысл Спасительного Пришествия Христова, освобождающего нас от погибели и вечной смерти, вместо  прославления Христовой любви к нам и всему миру, мы ищем смысл в бессмысленных вещах.
    Церковь всегда боролась с таким неправильным пониманием христианства, боролась и борется на протяжении веков и тысячелетий, но, видимо, и наши дни  не многим отличаются от тех далеких времен, когда люди были наполовину язычниками, наполовину христианами.
    До сих пор в наших храмах, из-за того что свечи передали «не той» рукой, может разгореться такой ожесточенный спор, с эмоциями, страстями, что даже видавшие виды рыночные торговцы впадают в ступор.
    О, если бы столько сил и энергии тратилось на изучение Священного Писания, сколько на выяснение, каким боком поворачиваться к алтарю,  у нас  половина прихожан знала  бы всю Библию наизусть, вместе с толкованиями Лопухина, Гладкова, Матвеевского и других авторов…
    И все-таки надеюсь, что нам удастся пережить подобного рода «богословие», и  в храмах мы будем больше  думать о молитве ко Господу и о том, как, исправляя свою жизнь, спасти свою душу.