Лазарева Суббота.

Лазарева Суббота.

     Чуть больше чем за неделю до Пасхи, Православная Церковь празднует праздник, который называется — «Лазарева Суббота». В этот день христианами вспоминаются события, которые происходили в последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Евангельское чтение этого дня говорит нам о том, что Господом было получено известие о болезни любимого Им друга Лазаря, жившего в Вифании со своими сестрами Марфою и Марией.

     Это семейство было особенно близко Господу. Сестры послали сказать Господу: “Вот, кого Ты любишь, болен” в надежде, что Господь Сам поспешит прийти к ним, чтобы исцелить болящего. Но Господь не только не поспешил, а даже нарочно остался на том месте где был, еще два дня, сказав, что “Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий.” Господь знал, что Лазарь умрет, и если сказал что его болезнь не к смерти, то потому что намерен был воскресить его. Только спустя два дня, когда Лазарь уже умер, Господь сказал ученикам: “пойдем опять в Иудею.”  

    Господь указывает на ближайшую цель путешествия в Иудею: “Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его.” И объясняет дальше, что Лазарь умер. 
Когда они приблизились к селению где жил Лазарь, оказалось что он уже четыре дня, как находится во гробе. Марфа, услышав о приходе Господа, поспешила ему навстречу. Со скорбью, говорит она, не упрекая Господа, а только выражая сожаление, что так случилось: “Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.” 
 

     Вера в Господа поселяет в ней уверенность, что и теперь не все потеряно, что может совершиться чудо, хотя прямо этого она и не высказывает, но говорит: “Знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.” На это Иисус прямо говорит ей: “воскреснет брат твой”. Марфа говорит: “Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день”, Господь говорит ей: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек.” Смысл этих слов тот: во Мне источник оживотворения и вечной жизни: следовательно, Я могу, если захочу, воскресить твоего брата и теперь, прежде общего воскресения. “Веришь ли этому?” спрашивает затем Господь   Марфу, и получает утвердительный ответ, что она верует в Него, как в пришедшего в мир Мессию-Христа. 


     По повелению Господа, Марфа пошла затем за сестрой своей Марией, чтобы и ее привести к Господу. Мария со слезами пала к ногам Иисусовым, произнося те же самые слова, что и Марфа. Господь “восскорбел духом и возмутился” при виде этого зрелища печали и смерти. Это чудо Он хотел совершить для того, чтобы пред предстоящими Ему страданиями дать возможность Своим врагам одуматься и раскаяться, уверовать в Него. Преодолев в себе это возмущение духа, Господь спрашивает: “где вы положили его?” Сестры отвечали: “Господи! пойди и посмотри.” Иисус прослезился. Евангелист говорит далее о впечатлении, какое произвели эти слезы на присутствовавших. Одни были тронуты, а другие злорадствовали, говоря: “Не мог ли Он, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?” Господь подошел ко гробу Лазаря и сказал, чтобы отняли камень.  
В теплом климате Палестины разложение трупов начиналось очень быстро, вследствие чего иудеи хоронили своих покойников в тот же день, в какой они умерли. На четвертый же день разложение должно было достигнуть такой степени, что даже верующая Марфа не могла удержаться, что бы не возразить Ему: “Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе!” Господь говорит: “Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?”. 


    Когда камень был отнят, Господь возвел очи Свои к небу и сказал: “Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.” Душа Лазаря возвратилась в тело его, и Господь громким голосом воззвал: “Лазарь! Иди вон!” К чуду воскресения присоединилось еще чудо: связанный по рукам и ногам погребальными пеленами Лазарь смог сам выйти из пещеры сам, удивляя всех необыкновенностью происшедшего.

  
      Об этом событии говорят довольно подробно богослужебные тексты праздника, как о предвосхищении Великого Праздника Светлого Воскресения Христова.