Сретение Господне

Сретение Господне.

(Лук. 2:22-40).

“Ныне отпущаеши раба Твоего с миром.

 

15 февраля по Новому Стилю, Православная Церковь отмечает праздник Сретения Господня. Как известно, это один из двенадцати самых великих праздников (не считая конечно, Пасхи), которые напоминают нам о некоторых, особенно важных и чудесных событиях земной жизни Спасителя. И сам праздник тоже конечно, по своему уникален и неповторим, его трудно спутать с каким-нибудь другим

Тем кто читает Священное Писание Нового Завета, основная канва событий известна, но поскольку данная статья рассчитана не только на знатоков его, но и на читателя более широкого круга.

Для того, что бы повествование было более полным, стоит начать рассказ с периода предшествовавшего новозаветным временам, а точнее с четвертого века до Рождества Христова, когда греческий царь Птоломей Филадельф, захотел приобрести для своей знаменитой библиотеки перевод Священного Писания, с древнееврейского на греческий язык.

Поскольку перевод этот был делом не простым, для этого были избраны семьдесят два наиболее грамотных и образованных переводчика, которые знали древнееврейский и греческий языки (знаменитые семьдесят толковников).

Как повествует Предание, в их числе, был некто, по имени Симеон, который должен был переводить книгу пророка Исайи. И вот, дойдя до седьмой главы этой книги, в которой святой пророк предсказывал о рождении Спасителя, он усомнился в написанном. Там было сказано о том, что Господь родится от Девы. Насколько глубоки и долги были эти сомнения, нам знать не дано, но, как говорит то же Предание, они были разрешены Ангелом Божиим, который явившись возвестил ему о том, что Симеон не увидит смерти, доколе своими глазами не узрит обещанного чуда. И всю свою долгую жизнь он ждал исполнения данного ему обетования.

И когда Спаситель родился, по прошествии восьми дней, над Ним был совершен, согласно закону Моисея, обряд обрезания и дано Ему нареченное Ангелом имя Иисус, что значит — Спаситель.

Женщина, родившая младенца мужского пола, по закону Моисея, считалась нечистой в течение 40 дней. На 40-й день она должна была принести в храм жертву всесожжения — годовалого ягненка и жертву за грехи — молодого голубя или горлицу, в случае же бедности — двух горлиц или голубей, для каждой жертвы по одному.

Подчиняясь этому закону, Пресвятая Дева и Иосиф принесли в Иерусалим также и Младенца, чтобы заплатить за Него по закону пять сиклей. Закон этот существовал с давних времен, когда в ночь перед исходом евреев из Египта Ангел Господень истребил всех египетских первенцев, а все еврейские первенцы были посвящены служению при храме. С течением времени, когда на служение это было выделено только одно колено Левино, первенцы были освобождены от служения за особый выкуп в пять сиклей серебра. Из евангельского повествования видно, что Пресвятая Дева и Иосиф принесли жертву людей бедных: двух голубей.

           И здесь, Храме, во время принесения Богоматерью жертвы и выкупа находился праведный и благочестивый старец Симеон, ждавшийутехи Израилевой,” то есть обещанного Богом Мессии, явление Которого должно было принести утешение израильтянам.

              По внушению Духа Божия он пришел в храм, очевидно туда, где был жертвенник всесожжения, и в принесенном Пресвятой Девой Младенце узнал Мессию-Христа. Старец взял Его в объятия свои, и из его уст излилась вдохновенная молитва благодарности Богу за возможность узреть в лице этого Младенца спасение, уготованное для человечества. “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром” произнес старец; с этой минуты порвалась связь, державшая его в жизни, и Ты, Владыко, отпускаешь меня из этой жизни в другую новую жизнь,по глаголу Твоему,” по предсказанию, данному мне от Тебя Святым Твоим Духом,с миром,” “ибо видели очи мои спасение Твое.” Спасение, обещанное Богом миру через Искупителя-Мессию, которого я сподобился узреть, спасение, “Которое Ты уготовал пред лицом всех людей.” Евангелист подчеркивает, что спасение уготовано не только для евреев, но и для всех народов. Это спасение естьСвет к просвещению язычников” ислава народа Божия Израиля,” как вышедшая из его среды. Иосиф и Матерь Божественного Младенца дивились, вероятно, тому, что везде находились люди, которым Бог открывал тайну об этом Младенце.

              Возвращая Младенца Матери и благословив Ее и Иосифа, по праву глубокого старца, на котором, очевидно, почивал Дух Святой, Симеон в пророческом вдохновении предрекает, что Младенец сей будет предметом споров и пререканий между последователями Его и врагами: “Да откроются помышления многих сердец,” то есть, в зависимости от различности отношения людей к этому Младенцу, обнаружатся их сердечные расположения, настроения души: те, кто любит истину и стремится творить волю Божию, тот уверует во Христа, а те, кто любит зло и дела тьмы, тот возненавидит Христа и будет в оправдание своей злобы всячески клеветать на Него. Это, собственно, и исполнилось уже на примере книжников и фарисеев и исполняется до нашего времени на примере всех безбожников и богоненавистников. Для уверовавших в Него Он лежит “на восстание”, или на вечное спасение, а для не уверовавших — “на падение”, или на вечное осуждение их, на вечную погибель. Симеон прозревает духом и те страдания, которые придется претерпеть и Пречистой Матери за Ее Божественного Сына: “И Тебе Самой оружие пройдет душу.”

              Такова основная канва событий, которые вспоминаются в этот день в литургических текстах и Церковных молитвах. Здесь также присутствует тема встречи завета Ветхого с Новым, олицетворением которых и являются Старец Симеон и Богомладенец Христос.